2.06. Инфраструктура
Инфраструктура
Инфраструктура в IT — это совокупность взаимосвязанных компонентов, которые обеспечивают функционирование информационных систем и технологий. Она включает аппаратное обеспечение (серверы, сетевое оборудование, устройства хранения данных), программное обеспечение (операционные системы, базы данных, приложения), а также организационные и технические процессы, поддерживающие работу этих элементов.
Инфраструктура может быть как локальной (физически расположенной на территории организации), так и облачной (предоставляемой удалённо через интернет).
Её основная цель — создать надёжную, масштабируемую и эффективную среду для выполнения бизнес-задач и предоставления услуг пользователям.
Схематично, инфраструктура выглядит так:

В первую очередь, системное администрирование включает в себя управление и настройку внутренней инфраструктуры компании. Представим, что у нас маленький кабинет, в котором есть Windows 10, Windows 7 и Windows Server.
Компания может создать внутреннюю сеть в виде домена или рабочей группы. У такого домена должен быть некий «главный», который именуется контроллер домена – основной сервер, к которому все будут присоединяться.
Физически, схема построения должна быть такой:
Сеть → Маршрутизатор → Хост → Гости
Маршрутизатор (роутер) обеспечивает возможность создания локальной сети, и фактически, каждый, кто присоединится к роутеру, получает свой уникальный адрес в локальной сети. Допустим, если роутер имеет адрес 192.168.0.1, то все другие будут обладать адресами 192.168.0.100-192.168.0.200. Это будет DHCP-диапазон. Изначально все адреса для подключающихся гостей задаются автоматически из этого перечня. Если выключить DHCP, то каждому устройству в сети придется задать свой адрес.
| Категория устройств | IP-адрес и DHCP-диапазон |
|---|---|
| Интернет | внешний IP-адрес |
| Маршрутизатор | 192.168.0.1 |
| Коммутатор | не имеет IP-адреса, так как служит физической «возможностью» добавить больше узлов к сети |
| Сервер (основной сервер организации) | рекомендуется задать 192.168.0.2 |
| Важные устройства (принтеры, сетевые хранилища NAS и другие сервера) | 192.168.0.3-192.168.0.99 |
| Клиенты и пользователи | 192.168.0.100-192.168.0.200 |
DHCP работает таким образом, что при подключении нового клиента к сети (физического присоединения), новый клиент получает первый свободный IP-адрес из диапазона. Допустим, Вася Пупкин включил компьютер, присоединился и получил по умолчанию автоматический адрес. В настройках своей сети он увидит, что установлено «получить IP-адрес автоматически», а если попробует получить точное значение – увидит, к примеру, 192.168.0.165. Это будет его внутренний адрес. Если отключить его от сети в этой организации, установить фиксированный IP-адрес и перевезти компьютер в другую, где уже есть клиент с адресом 192.168.0.165, то у Васи Пупкина не будет доступа к сети – так как роутер уже видит, что клиент с адресом использует сеть. В таком случае придется менять адреса.
Важно отметить, что IP-адреса и диапазоны устройств в каждой организации свои – тут уж как первый сисадмин настроил. При этом нет нужды их всех подключать к роутеру, для промежуточных соединений используются коммутаторы. Таким образом, от маршрутизация идёт цепочка:
Маршрутизатор → Коммутатор → Пользователи
Узел сети – это часть компьютерной сети, будь то компьютер, телефон, коммутатор, концентратор или даже сам роутер. То есть, иными словами, сеть выглядит так:
Узел --- Узел --- Узел --- Узел
Причем, компьютеры и сервера тоже могут выступать в качестве коммутатора (свича).